Методическая разработка «Постановка и автоматизация звука [К]»


Важные правила

Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.

Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:

  • строго перед зеркалом;
  • внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
  • делают каждый день.

При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Подготовительный этап

Если языковые и нижние лицевые мышцы недостаточно крепкие для успешной постановки звука, перед началом логопедических занятий ребенок обязательно выполняет укрепляющие и тонизирующие упражнения.

Для подготовки артикуляционной мускулатуры применяют следующие упражнения:

  • На первом этапе логопед учит дошкольника, как изменить форму губ и положение языка, чтобы получился звук Т. Объясняет на примере фраз «Капля капнула» и «Торт стоит», что в образовании Т участвует концевая часть языка, а формировании К – корневая.

  • Чтобы образовался звук Т, выходящий поток воздуха должен быть сильным. Поэтому ребенка необходимо научить ровному и сильному выдоху. Для этой цели подойдут упражнения «Воздушный шарик», «Снежинки летают», «Мыльные пузыри».

  • Дальше подготовка включает артикуляционную гимнастику: зубы сомкнуты, губы растянуты в широкой улыбке (удерживать 7 секунд); быстрые движения языком вправо-влево вдоль верхней губы; язык расслаблен, лежит на нижней губе; язык высунут, стуча по нему верхней губой, необходимо проговаривать «пя-пя-пя».

На каждом занятии по постановке звука следует добавлять артикуляционные упражнения, их можно отыскать в логопедических методичках. Так ребенку будет интереснее заниматься.

Артикуляционная гимнастика для звука Т

Цель применения гимнастики на занятиях по постановке звуков – укрепление и тонизирование речевой мускулатуры, повышение гибкости языка и челюстного аппарата, улучшение навыка управления речевыми органами.

Применимы следующие упражнения на артикуляцию:

  • «Вкусное варенье». Открыть рот в улыбке. Облизывать верхнюю губу, при этом не поддерживая язык нижней губой. Сделать движения 4-6 раз.

  • «Слон». Зубы сжать, губы соединить и, прикладывая напряжение, выставить трубочкой вперед. Держать в таком положении, считая до 5-ти.

  • «Почистим зубки». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать вправо-влево по задней стороне сначала нижнего зубного ряда (7-8 раз), затем верхнего ряда, продолжая держать рот открытым.

  • «Едем на лошадке». Рот открыть в улыбке. Несжатый язык прижать всей поверхностью к небу, чтобы он как бы присосался. При этом не помогать языку нижней челюстью. Затем отнять с прищелкиванием.

  • «Индюк». Приоткрыв рот, приложить несжатый язык к верхней губе и, не отрывая его, двигать вперед-назад. Постепенно ускоряться, затем добавить проговаривание «бл-бл-бл-бл».

  • «Часики». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать из правого уголка губ в левый, и обратно (5-10 раз), удерживая нижнюю челюсть неподвижной.

Автоматизация звука Т

Когда постановка завершена, начинается автоматизация и дифференциация звука Т. Работа заключается в формировании у дошкольника навыка определения на слух и четкого произношения слогов, слов и словосочетаний, содержащих фонему.

Логопедическая задача – добиться, чтобы ребенок свободно выговаривал Т в повседневной речи.

На этапе автоматизации нельзя забывать об артикуляционной гимнастике.

В слогах

Логопеды работают над автоматизацией звуков по принципу от простого к сложному, то есть сначала идет проработка в слогах и словах, затем в предложениях.

Первый этап работы – повторение и чередование слогов: «та», «ту», «то», «ты». И обратных: «ат», «ут», «ыт», «от». Например: «та-та-та», «от-от-от», «та-то-ты», «ат-ут-ыт».

В словах

Работа по автоматизации звука Т в словах проводится в 3 этапа.

Сначала идет отработка слов, в которых фонема формирует первый слог:

  • точка, тучка, тачка;
  • Таня, Тоня, Тома;
  • ток, тик, так;
  • тянуть, топать, таять;
  • таз, туз, там, том;
  • торт, такси, треск.

Далее отрабатываются слова, в которых Т образует средний слог:

  • сто, кто, это;
  • лето, нота, сито;
  • аптека, сметана, гитара;
  • матрас, летчик, цветок;
  • Наташа, Никита, Костя;
  • веточка, косточка, ленточка;
  • шорты, штаны, пальто.

Затем идет отработка слов, где Т стоит в конце:

  • рот, кот, кит;
  • кнут, плут, жгут;
  • молот, топот, рокот;
  • компот, вертолет, квадрат;
  • бежит, свистит, думает;
  • пишет, машет, колышет.

В предложении

Далее следуют занятия по автоматизации звука Т в речи. При произношении предложений ребенок должен четко выговаривать Т. Примеры словосочетаний:

  • Тоня несет букет;
  • Никита ест конфеты;
  • строитель стучит молотком;
  • на столе тарелка;
  • Толик стучит топором;
  • Тома растит тыкву;
  • в аэропорт прилетел самолет;
  • турист едет в такси;
  • Таня носит пальто;
  • Антон идет на каток;
  • Марат пишет за столом;
  • Петя едет на трамвае.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если звук «к» не получается верно проговаривать у малыша в возрасте 4-5 лет, то родителям можно попробовать научить его произносить, организовав занятия в домашних условиях. Очень важно проводить их в игровой форме. Ребенку должно быть интересно. Заставлять нельзя, иначе у него пропадет желание учиться.

На начальном этапе занятия проводятся родителями не более 4-5 раз в неделю по 10-15 минут, далее частоту и длительность выполнения специальных упражнений можно увеличить.

Заниматься нужно в удобном месте, перед зеркалом, чтобы малыш видел движения своих губ и имел возможность наблюдать за мимикой мамы или папы. За любые успехи в произношении звуков ребенка необходимо хвалить.

Если проблема с произношением буквы «к» обнаружена у чада позднее, например, в возрасте 6-7 лет, то его следует отвести на консультацию к логопеду. Специалист поможет научиться ее выговаривать как можно скорее, чтобы у ребенка не возникло проблем при учебе в школе.

Также к логопеду следует обратиться, если занятия проводятся в течение длительного срока, но не приносят результата, малыш не может освоить произношение звука. Профессионал быстрее найдет причину, из-за которой он не может произносить звук «к», даст рекомендации по ее устранению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]