Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуком [ф’] и буквой Ф»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет: Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуком [ф
’] и буквой Ф».
Составила: воспитатель Сомова Н.Н.
Задачи:
—
познакомить детей со звуком [ф’];
— закрепить образ буквы Ф;
— формировать умение дифференцировать звуки [ф] и [ф’] по твердости – мягкости,
определять место новых звуков в словах; правильную артикуляцию звуков [ф] и [ф’];
— развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление, умение работать в коллективе;
— воспитывать интерес к изучению грамоты и чтению, чувство товарищества, самостоятельность, дисциплинированность.
Ход
НОД
I. Организационный момент
(создание благоприятной атмосферы; воображаемая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).
— Давайте улыбнёмся друг другу.
— Сейчас мы отправимся в путешествие.
— А куда же мы отправляемся? ( В волшебную Страну звуков и букв).
На доске:
— Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим /дети показывают на уши/ и произносим /на свои губы/, буквы мы видим /на глаза/, читаем /ладони перед собой – имитация книги/ и пишем /пишут рукой в воздухе/. )
— А что мы будем делать в Стране звуков и букв? (Знакомиться с новыми звуками, буквами и играть с ними).
— Закрываем глаза, телепортируемся.
II. Знакомство со звуком
[ф’].
— Открываем глаза. Итак, мы в Стране звуков и букв.
1.Речевая игра
на развитие слухового внимания«Звукоежка».
— Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел.
— Я произнесу слово без последнего звука, а вы произнесете его правильно.
Жира…(ф), шка…(ф), шар…(ф).
— Какой звук съел Звукоежка? ( звук ф).
Характеристика звука по схеме.
— Что мы знаем о звуке [ф]? (согласный, глухой, твердый).
— Есть у звука [ф] родной братик. Он ласковый, добрый. Как же его зовут? (звук [ф’])
2.Работа над правильной артикуляцией звуков [ф] и [ф’].
— Произнесем хором [ф’]. Звук [ф’]- он какой? (согласный). Докажите (не поется, воздушная струя встречает преграду, верхние зубы слегка касаются нижней губы).
— Звонкий или глухой?
Дети прикрывают уши ладонями и произносят звук [ф’]. (звук шумит, значит он глухой)
— Твердый или мягкий? (мы как будто улыбаемся, значит мягкий).
— Повторите, что мы узнали о звук [ф’]. Он какой? (согласный, глухой, мягкий)
— Как вы думаете, с какими звуками мы будем играть? (со звуками [ф] и [ф’])
-Произнесем четко звук [ф]: верхние зубы слегка касаются нижней губы.
— Произнесем четко звук [ф’]: губы в улыбке, зубы слегка касаются нижней губы.
III. Закрепление новых знаний.
1.
Игра «Сигнальщики»
(дифференциация звуков [ф] , [ф’])
— А сможете ли вы отличить братьев друг от друга?
— Я произношу звуки, вы зажигаете огни.( [ф] , [ф’], [ф’], [ф] , [ф’]).
— А теперь наоборот, я зажигаю огонек, а тот на кого я покажу, произносит звук [ф] или [ф’].
Проблемный вопрос.
— Посмотрите, у вас есть еще красный огонек. Почему его не зажигали? (красный цвет обозначает гласные звуки)
2.
Игра «Звуковые матрешки» (дифференциация звуков [ф] , [ф’], формирование умения звукового анализа (определять место звука в слове) ):
— Братьев различать научились? (Да)
— Значит, можем поиграть со Звуковыми матрешками.
— Закройте глазки. (воспитатель помещает на доску «Звуковую яблоню» и «Звуковых матрешек»)
-Будем яблочки срывать и … (дети хором продолжают) Матрешек угощать.
— А Матрешки едят все подряд яблоки? (Нет, с синим фартуком – яблоки с картинкой, в названии которой звук [ф], с зеленым фартуком — звук [ф’]).
— А вы на карточках обозначьте место звука в слове синим или зеленым яблочком.
Дети на карточках обозначают место звука в слове синим или зеленым кружочком (яблочком).
— Что нарисовано на яблоке? (филин) Какую Матрешку угостим? (С зеленым фартуком) Почему? (звук [ф’] –мягкий)
— Определите место звука в слове. Где мы слышим звук: в начале, в середине или в конце? (В начале)
— Обозначьте на карточке место звука яблочком.
(Слова: фламинго, фея, конфета, фантик, фуражка, жираф, фейерверк, ведро, акула)
-Посмотрите, 2 яблока осталось. Почему? (Ведро, акула – нет звуков [ф] и [ф’].)
Физкуль (дети встают и изображают буквы, м, ж, ы показывают в парах.): о, м, х, т, ы, г, с, к, ж.
VI. Знакомство с образом буквы Ф.
— Звуки [ф] и [ф’] обозначаются одной буквой. Это буква «эф», но мы ее будем называть как звук [ф].
— Повторим [ф].
— Найдите и покажите букву Ф на плакате.
— На что она похожа?
Упражнения на закрепление образа новой буквы: «Живая азбука» (дети изображают букву)
:
Буква Ф надула щеки
Или встала руки в боки.
— Закройте глаза. Откройте. Что на доске изменилось? (появилась буква Ф)
— Посмотрите, а с буквой все в порядке? (нет, она не цветная, прозрачная)
— Прошел дождик и смыл с нашей буквы всю краску. Какого же цвета она была? (Половина – синяя, половина – зеленая) Почему?
— Поможем буковке стать прежней.
Дети раскрашивают букву в тетрадях.
Словарная работа со словами «фазан, сазан» : Игра «Шифровальщики»
КРУГ – Ф
ОВАЛ – З
РОМБ – Н
ПРЯМОУГОЛЬНИК – А
КВАДРАТ – А
— Прочитайте слово.
— Фазан – это кто или что такое? (Птица) (НА ДОСКЕ РИС.1 см.приложение)
— Посмотрите, вдруг птица превратилась в рыбу. (НА ДОСКЕ РИС. 2 см.приложение)
— Был фазан, а стал …? (сазан).
— Что случилось со словом «фазан»? (Букву Ф заменили буквой С)
— И птица стала рыбой.
— Вот как важно буквы знать и их правильно писать. А то, что может начаться? (Путаница)
V. Итог
— Нам пора в наш детский сад.
— Закрываем глаза, телепортируемся.
— Открываем глаза. Итак, мы в нашей группе.
— Понравилось в Стране звуков и букв? А что больше понравилось?
– С какими звуками познакомились? Чем они похожи? Чем отличаются?
Формирование у детей навыков самоанализа.
— Что было трудно?
Приложение
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Сказка про букву Ф
Фокусник Федя
В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:
«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»
— Фи,— сказал филин Федя,— с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус? — У меня,— сказала медведица и притащила фикус в горшке. — Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!
Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:
— Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам. — Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? — взревела медведица. — Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..
(Г. Юдин)
Веселые стихи про букву Ф для детей
… А фазаны попросили — Букву Ф Найди нам, Филин. Но, вздыхая тяжело. Филин прячется в дупло. Филин даже с фонарем Ничего не видит днем. (Г. Сатир)
Филин в чаше у-ух да у-ух! У зайчишки замер дух. Бедный заинька не спал, Под кустом всю ночь дрожал. (Ф. Бобылев)
Фиалки — Фью, фью! — птица распевает. И фиалка расцветает, И земля глядит на нас Миллионом синих глаз. (Г. Виеру)
Фокусник во фрак одет, Факел превратит в букет, Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо? (В. Берестов)
Филин взял футбольный мяч, И у норок новых Начался футбольный матч Двух команд норовых. (А. Пудваль)
Филин серый, филин старый, А глаза горят, как фары. Филин — прыг, филин — скок, Филиненку дал флажок. Филиненок рад, рад — Два фонарика горят. (Г. Сатир)
Флажок Посмотрите! Посмотрите! Вот какой флажок у Мити! Кто флажок подарил? Митя сам смастерил. (О. Высотская)
Фотограф Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей!» Мышь пищит: «Боюсь немножко, Что увидит снимок кошка». «Уколю,— грозится еж,— Если снимка не пришлешь!» (В. Берестов)