Как пишутся приставки на з-с – разбираем общее правило и запоминаем принцип

Написание приставок, которые заканчиваются на «з» и «с», зависит от того, с какого согласного глухого или звонкого начинается корень слова.

В русской орфографии есть правило, связанное с фонетикой, — написание приставок на «з» и «с».

Перечислим эти приставки:

  • без-/бес-;
  • воз-(вз-)/вос-(вс-);
  • из-/ис-;
  • низ-/нис-;
  • о-без-/о-бес-;
  • раз-/рас-;
  • роз-/рос-;
  • чрез-/черес-.

Почему приставки на з-с пишутся так, как слышатся

Потому что происходит озвончение или оглушение. Если после приставки звонкий согласный, то он воздействует на конечный согласный приставки и делает его звонким. Мы никогда не произнесем [расдача]. Мы можем произнести только [раздача]. И пишем, соответственно, также.

Если после приставки глухой согласный, то получается обратная ситуация. Конечный согласный приставки тоже становится глухим. Поэтому нельзя произнести и написать [разкрутка], можно только [раскрутка].

В школе эти процессы называются озвончением и оглушением. Но в вузе правильнее использовать два других термина: «ассимиляция по глухости» и «ассимиляция по звонкости». Ассимиляция = уподобление. Глухой согласный уподобляется звонкому и тоже становится звонким. Звонкий уподобляется глухому и тоже становится глухим.

Вот так.

Правильная артикуляция звука З

Звук «З» — звонкий свистящий, для его произношения важна сформированность органов речевого аппарата. Артикуляция свистящих зависит от положения языка в ротовой полости и формы, которую язык принимает во время говорения.

Особенности артикуляции «З»:

  1. Губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, видны зубы.
  2. Челюсть не сомкнута, между зубами есть щель.
  3. Широкий кончик языка плотно упирается в нижние передние зубы.
  4. Боковые края языка прижаты к коренным зубам, образуя посередине ложбинку.
  5. Между верхним небом и центром языка образуется узкая щель, сквозь которую проходит воздушная струя.
  6. Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, тем самым закрывается проход в носовую полость. Воздух при говорении проходит через рот.
  7. Голосовые связки напрягаются и вибрируют, образуя голос. Выдыхаемый воздух при присоединении голоса превращается в звонкий звук «З».

Проблемы с артикуляцией «З» возникают, если у ребенка плоский язык, с трудом образуется ложбинка, присутствуют затруднения речевого дыхания. Дефекты шипящих портят речь ребенка и требуют профессиональной коррекции.

Как объяснять орфограммы в этих приставках

Если вам встречается приставка на з-с, то объяснять согласную в этой приставке надо так:

  1. Выделить приставку.
  2. Подчеркнуть «з» или «с» одной чертой. Так мы показываем, что эти буквы вызывают у нас сомнение.
  3. Подчеркнуть двумя чертами согласную, которая следует за приставкой.

Например, в слове «рассвирепеть» мы выделим приставку «рас», одной чертой подчеркнем в ней букву «с», а двумя чертами – вторую «с», которая после приставки. Этого достаточно.

Когда в приставках пишется буква «з»

Перед звонким согласным в корне слова на конце приставки пишется буква «з».

Например:

  • безрадостный,
  • воздаяние,
  • взглянуть,
  • изделие,
  • низвержение,
  • обезглавить,
  • разделочный,
  • розданный,
  • чрезмерность.

Примечание.

Только приставка с- не подчиняется этому правилу. Она всегда пишется в слове, вне зависимости от того, с какого согласного начинается корень.

Пример: сгубить, сдача, срезать.

Примечание.

В русском языке не существует приставки з-, а есть слова с начальным корневым согласным «з».

Пример: здание, здравствуй, здесь.

Запомни!

Приставки З- в русском языке не бывает! Есть только приставка С- Сжечь Сбежать Спеть Сделать

Примечание.

Есть так называемый «подводный камень» в написании данных слов: несбыточный, несгибаемый, несговорчивый, несданный, несгораемый, несдобровать.

Среди данных слов нет приставки нес-, а существует приставка низ-/нис-. Значит, в морфемном составе указанных слов не одна, а две приставки:

Таким образом, в середине слова спряталась приставка с-. Хоть перед звонким согласным в корне слышится «з», всё же пишется приставка с-.

Примеры слов с приставками на з-с

Приведу несколько примеров слов с приставками, которые оканчиваются на з-с. Произнесите каждое слово вслух и потренируйтесь мысленно объяснять правописание приставки.

  1. Проглотите, не разжевывая.
  2. Душераздирающий крик.
  3. Распрекрасная царица.
  4. Разгоните ворон.
  5. Расступись, честной народ!
  6. Распоясался Тугарин Змей, не то что раньше.
  7. Разгуляюсь на воле!
  8. Размажьте масло по каше.
  9. Раскрасьте карандашами.
  10. Распределите по группам.

Подготовительные упражнения

Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:

  • подготовку детей к занятию;
  • упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
  • изучение органов речи;
  • знакомство с приемами самомассажа;
  • упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
  • развитие мелкой моторики.

Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.

Подготовительный комплекс:

Дети охотнее выполняют упражнения со съедобной соломкой.

  1. Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
      от середины лба к вискам;
  2. вокруг глаз;
  3. от переносицы к ушам;
  4. по спинке носа вверх и обратно.
  5. Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
  6. Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
  7. Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
  8. Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.

Что еще почитать и посмотреть

Посмотрите мое коротенькое видео о том, как правильно надо объяснять орфограммы. Оно поможет вам понять общий принцип работы со всеми орфографическими правилами. Правило о приставках на з-с – как раз орфографическое.

Еще одно полезное видео – о том, как правильно учить русский:

И несколько статей:

  1. Как научиться писать грамотно. В статье много практических советов. Я объясняю, как повысить грамотность за короткий срок и начать чувствовать себя более уверенно при написании текстов, выполнении письменных работ.
  2. Что такое орфография. Кроме определения вы найдете там советы и рекомендации о том, как правильно и быстро осваивать орфографические правила.
  3. Курсы русского языка. Недавно я дополнил эту статью, добавил в самое начало бесплатные курсы, тренажеры и электронные пособия. Прочитайте хотя бы первый блок, а дальше, если платные курсы вам неинтересны, можете не читать.

Ковид и деньги. Кому в России положена компенсация

Как жить после коронавируса? Тысячи людей не понаслышке знают о постковидном синдроме: когда ухудшается память, накатывает дикая усталость и происходит подмена запахов. Как с этим бороться?

Коронавирус продолжает оставаться главной темой нашего времени. Новости приходят самые разные. К примеру, японский профессор Итуро Иноуэ предположил, что в Стране Восходящего солнца случилось «почти чудо» – «дельта»-штамм коронавируса «самоликвидировался из-за множества мутаций». Этому могло поспособствовать несколько факторов, в том числе и то, что Япония довольно изолированная страна с весьма дисциплинированными жителями, прошедшими вакцинацию и соблюдающими меры защиты.

Казалось бы, можно обрадоваться такой позитивной новости. Но нет: буквально через два дня появились сообщения о том, что из Южной Африки пошёл гулять по миру новый, ещё более опасный штамм коронавируса – B1.1.529, названный «омикрон». Штамм уже успел добраться до Гонконга, единичный пока случай выявлен в Израиле, а также в Европе.

Вирус может и самоликвидироваться, и выжить

Об этом и многом другом, связанном с коронавирусной инфекцией, в программе «Вакцина правды» ведущая Елена Афонина беседовала с врачом общей практики, хирургом-онкологом, кандидатом медицинских наук Антоном Ивановым и юристом Артёмом Давыдовским.

Елена Афонина: Антон Александрович, как мог самоликвидироваться вирус? И что это за очередная «страшилка» с новой «ужасно опасной» мутацией штамма коронавируса?

Антон Иванов: Если говорить о том, как мог самоликвидироваться вирус, надо вспомнить, с чего всё начиналось. В феврале-марте 2022 года нам говорили: через полгода всё быстро ликвидируется, вирус ослабнет и исчезнет. Однако самостоятельно ситуация не разрешилась.

Надо понимать, что вирус умеет выживать. Сейчас мы имеем дело с новым штаммом, который лишь отдалённо напоминает первоначальную матрицу.

В то же время мы знаем о том, как испанка, выкосив за два года половину Европы, куда-то исчезла. Причём в то время против этой болезни практически не было никаких лекарств, не говоря уже о вакцинах. Сейчас ситуация несколько другая. Мы уже знаем, какие можно предпринять профилактические меры. И самое главное – мы смогли выделить этот вирус.

– А те, кто уже перенёс заболевание, точно знают, что их жизнь прежней больше не будет – список последствий и отголосков вируса достаточно длинный. Об этом бы тоже хотелось поговорить.

Кто поможет вылечить «ковидный хвост»?

К беседе в студии по видеосвязи присоединились кандидат медицинских наук, кардиолог, терапевт, клинический фармаколог Андрей Кондрахин и Вячеслав Зотов, переболевший COVID-19.

– Мы связались с Вячеславом, чтобы услышать его историю. Дело в том, что в интернете сейчас достаточно много шуток о том, что после перенесённого заболевания грудь начинает расти или какие-то чёрные пятна на пальцах появляются. На самом деле всё гораздо серьёзнее, и поводов для шуток мало. Вячеслав не понаслышке знает, что такое последствия перенесённого коронавируса. Вячеслав, скажите, вы переболели в тяжёлой форме или в лёгкой коронавирусом?

Вячеслав Зотов: Я болел в лёгкой форме, лечился дома.

– А какие последствия перенесённого заболевания вы почувствовали, что изменилось в вашей жизни?

В.З.: Резко ухудшилась работоспособность. Я работаю копирайтером, пишу тексты для соцсетей и интернет-магазинов. Сейчас мне достаточно сложно сконцентрироваться на работе, что, естественно, не нравится моим заказчикам. Кроме того, ещё до коронавируса у меня была довольно стойкая бессонница. Её вылечили. Но коронавирус все эти достижения убил, и бессонница вернулась. Кроме того, обострился остеохондроз. Примерно две недели назад у меня исказилось обоняние. Есть некоторые сложности в формировании устной речи, часто забываю слова, как что-то называется.

– Кто-то может сказать, что случай Вячеслава единичный. Но это не совсем так. Моя хорошая знакомая, довольно известный журналист, COVID-19 перенесла тяжело. И она говорит почти то же самое, что и Вячеслав. Она не может выходить в прямой эфир, потому что боится забыть слова. То есть у неё действительно возникли определённые проблемы. Как это можно объяснить, Андрей Петрович? Всё это временные проблемы?

Андрей Кондрахин: Действительно, мы видим такие изменения, которые перечислил Вячеслав. И такие проблемы возникают у людей разных возрастных групп. Основная жалоба – потеря памяти, в некоторых случаях у людей появляется дезориентация. Кроме того, пациенты жалуются на парестезии – крутящие боли в конечностях. В последнее время пошли жалобы на изменения в ритме сердца, аритмию.

Вот эти проблемы отмечаются практически у всех людей, которые перенесли новую коронавирусную инфекцию. Связано с этиотропным действием вируса, который влияет непосредственно на нервное волокно, на нервную ткань. И потеря обоняния – это как раз первый признак новой коронавирусной инфекции, который показывает, что в организме уже происходят изменения. Это начинается с самого начала и может продолжаться от нескольких месяцев до полугода. COVID-19 – длительное заболевание, оно имеет длительный «хвост», то, что мы называем постковидным синдромом с разными проявлениями – от потери памяти и панических атак и до проблем с сердечно-сосудистой системой.

– Был реальный случай: человеку стало плохо на улице, мерцательная аритмия, его отвозят в ковидное отделение, объясняя это тем, что мерцательная аритмия сейчас сопровождает даже бессимптомное течение ковида. Это так?

А.К.: Это может быть уже постковидным синдромом. Конечно, не всегда мерцательная аритмия является предвестником ковида. Но, действительно, поводом для госпитализации является как аритмия с ковидом, так и аритмия без ковида.

– Антон Александрович, а что вы скажете по этому поводу? Мы понимаем, что перенесённое заболевание не просто добавило какие-то неудобства, а серьёзные проблемы – невозможность выполнять работу в нужном объёме, а значит потерю в заработке. Я правильно понимаю, Вячеслав?

В.З.: Да. Из-за низкой продуктивности приходится дольше работать, очень сильно растёт уровень усталости, сложно сконцентрироваться.

А.И.: Эти осложнения не всегда проявляются сразу во время болезни или после неё. Некоторые проявления могут появиться через два, три и больше месяцев, когда человек начинает жаловаться, что он всё время что-то забывает, что ему трудно сконцентрироваться, если он водит машину. Некоторые говорят о том, что у них «уплывает» взгляд, и они внезапно переключаются на что-то другое.

Как правило, эти осложнения со временем проходят и без лечения. Но у нас есть определённые реабилитационные программы, в том числе и по нейрореабилитации, которые позволяют эти осложнения нивелировать. Стоит, конечно, учитывать, что глубина этих осложнений тоже может быть разной.

– Вячеслав, а вы обращались к терапевту в поликлинике с этими проблемами?

В.З.: Я обращался к неврологу, она мне сказала ждать, потому что на данный момент адекватной терапии не существует. Можно попробовать пройти какую-то программу детоксикации, по словам терапевта. Но мне почему-то кажется, что это не то, что нужно.

– То есть медики оставили вас с этой проблемой наедине – ждите, пока всё само закончится? Из серии – не до вас, тут ковидарии заполняются, а вы ходите со своей памятью? И что нам теперь с этой проблемой делать, уважаемые эксперты? Ведь в такой ситуации, как у Вячеслава, оказывается много людей. Понятно, что многое ещё не изучено. Чего нам ждать?

А.И.: Мы сейчас только накапливаем опыт лечения таких пациентов, врач первичного звена, возможно, даже не до конца понимает эту проблему. Но уже есть специалисты, которые знают, как такие осложнения лечить. Если один врач не смог оказать помощь, надо идти к другому, к третьему, к четвёртому.

– За деньги, конечно, так быстрее. Потому что в поликлинике вы найдёте только одного врача – терапевта, который вас направит к узкому специалисту, к неврологу. А невролог скажет, что это не изучено, поэтому, извините, ничем помочь не можем. Андрей Петрович, такая схема работает сейчас?

А.К.: Я думаю, что вы утрируете. На самом деле, если мы говорим про первичное звено, всё зависит от компетенции конкретного врача, который сталкивается с проблемой.

Если мы говорим про амнезию, какие-то другие заболевания, про полинейропатии, то схемы терапии, как правило, уже изучены по другим заболеваниям. Абсолютно согласен с коллегой в том, что мы только накапливаем опыт лечения постковидного синдрома. Но общие принципы лечения неврологических ситуаций мы тоже прекрасно знаем. Поэтому я думаю, что Вячеслав столкнулся с врачом, который по каким-то причинам не захотел вникать в его проблемы.

Постковид? Сиди на больничном!

– Сейчас я предлагаю из медицинской плоскости несколько перейти в юридическую. Артём Сергеевич, вы как юрист можете сказать, что делать человеку, у которого из-за постковидных осложнений возникли проблемы на работе, если он работает не как фрилансер, а как штатный сотрудник? Может ли он рассчитывать на то, что работодатель снизит нагрузку, пойдёт ему навстречу? Можно ли это сделать и как это документально оформить?

– Что касается сотрудников, работающих по трудовому договору с работодателем, то, насколько я знаю, в настоящий момент для них не существует отдельной целевой федеральной программы помощи. Есть свои программы в регионах, где власть самостоятельно определяют размеры выплаты, порядок их начисления и тому подобные моменты.

К сожалению, на мой взгляд, всё спущено на откуп работодателям. И где-то они идут навстречу работнику, снижают нагрузку, не снижают уровень заработной платы, помогают какими-то социальными внутренними льготами.

– А если я приду к неврологу и скажу: у меня что-то с памятью не то, а я работаю ведущей, что мне делать? Он мне выдаст справочку, что я по таким-то показаниям не могу работать? А дальше уже будет рассматривать эту проблему мой работодатель, который скажет: раз не можешь работать, давай тогда наши трудовые отношения как-то пересматривать. Это реально?

А.И.: Это не делается со слов пациента. Сейчас есть определённые тесты, указывающие на то, что поражение нервной системы у человека достаточно глубокое. В этом случае может быть оформлен больничный на время реабилитации.

Кроме того, если у человека в постковиде развился тяжёлый фиброз лёгких, который привёл вас к инвалидизации, то можно оформить себе инвалидность. И тут мы велосипед не изобретаем – это точно такое же заболевание, как и все те, что были до этого.

– Но это уже глубокое поражение организма. А если это «то ли помню, то ли не помню, здесь рыбу заворачиваю»?

А.Д.: Тут, что главное, никакой привязки к ковиду нет, всё спускается на уровень стандартных заболеваний и стандартных требований к ним. Первый вопрос, который, как мне кажется, зададут человеку: а где причинно-следственная связь между твоей потерей памяти и перенесённым ковидом. Это же может быть связано с другими заболеваниями или даже быть врождённым.

К сожалению, люди, работающие по трудовому договору, могут рассчитывать только на выплаты по больничному листу, а они очень невелики. Разницу между зарплатой и выплатой по больничному никто не компенсирует. Ковид – ковидом, а законодательство – законодательством.

– А есть какие-то реальные виды помощи, кому они положены?

Да, есть реальные виды помощи. Указом президента России № 313 от 6 мая 2022 года определены дополнительные страховые гарантии, но они касаются медицинских работников и членов их семей: если вдруг наступила инвалидность 1-й группы, то человек получит сумму в размере 2 миллиона 64 тысячи 339 рублей.

Инвалиду 2-й группы компенсация предусмотрена миллион 376 тысяч 226 рублей. Инвалиду 3-й группы – 688 тысяч. Указано, что деньги выделяются за счёт Фонда социального страхования, который всё это оплачивает.

Ещё раз повторюсь, это касается не всех категорий граждан, а медицинских работников, которые должны в установленном порядке собрать документы, подтвердить, что заболевание было получено при исполнении трудовых обязанностей, что подразумевает прямой контакт медицинского сотрудника с лицами, заболевшими и болеющими коронавирусной инфекцией. И самое главное то, что нужно всё это оформить надлежащим образом документально.

Законодатель предусмотрел довольно-таки простой режим оформления выплат. Но на местах это всё сталкивается с тем, что люди не могут собрать необходимый пакет документов. И это действительно проблема.

Программа «Вакцина правды» выходит на «Первом русском» по пятницам в 14:00. Не пропустите!

Автоматизация в спонтанной речи

Закрепление звука «З» в спонтанной речи включает в себя контроль взрослых над произношением ребенка.

Важно отслеживать правильность, незамедлительно исправлять дефекты, чтобы у ребенка не закрепились стереотипы.

К каждому из этапов постановки звука можно возвращаться при необходимости, проводить игры на закрепление и автоматизацию.

Речь взрослых — основной инструмент закрепления звука в фонематическом строе ребенка. Окружив детей грамотной речью, взрослые создают атмосферу для корректного развития у них звукопроизношения.

Дифференциация от созвучных звуков

У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:

  • развитие слуховой дифференциации;
  • закрепление произносительной дифференциации;
  • формирование фонематического анализа и синтеза.

Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.

Детям важно запомнить, что при «З» горло вибрирует.

Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.

На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]