ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Учитель-логопед: Лоскутова Яна Петровна МБДОУ № 12 «Ладушка» г. Тихорецка
Для автоматизации поставленных звуков «С» и «СЬ» предлагаем использовать задания с чистоговорками, которые нравятся детям с задержкой психического развития.
Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Еще К.И. Чуковский, отмечал в своем исследовании «От двух до пяти», что дети особую потребность испытывают в рифмовке произносимых ими слов, им присуще влечение к рифмованным звукам. И чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка.
Поскольку рифмованная речь основывается на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой избирательного отношения ребенка к рифме. Наиболее близкий к этому явлению ритм — биение сердца, который, как известно, является врожденным биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь — врожденное качество. Иными словами говоря, ключевым является факт влечения детей к рифмованным звукам, т.е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм, который позволяет учителю-логопеду успешно работать в заданном направлении.
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса — не запоминается или запоминается с трудом);
- помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания
- помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме
- помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение
Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Чистоговорки способствуют:
- совершенствованию звукопроизношения
- совершенствованию мелкой моторики
- совершенствованию слоговой структуры слова
- совершенствованию речевого дыхания
- развитию темпа речи
- развитию силы голоса
- формированию чувства ритма
На первом этапе основная цель педагога — развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек.
Нужно учить чистоговорки постепенно. Можно показать новую карточку с чистоговоркой на занятии. Затем можно отдать ее в группу воспитателям, где в вечернее время еще раз просмотреть, проговорить и закрепить. А вечером можно дать ее родителям, чтобы перед сном повторить ее с ребенком.
Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:
- Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.
- Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. Поэтому необходимо заранее всё продумать и отобрать подходящие. Дети могут показывать чистоговорку все сразу, одновременно, а педагог в это время произносит слова, наблюдает за детьми и выбирает особо старательного. Или другой вариант – один ребёнок выступает в роли актёра, показывая инсценировку, а остальные ребята (они же зрители) громко, хором проговаривают чистоговорку. При чём в роли актёра должен побывать по очереди каждый ребёнок. Следовательно, чистоговорка будет произнесена как минимум, столько раз, сколько детей в группе. Этот приём как и предыдущий раскрепощает детей, раскрывает их актёрские способности.
- Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чём (о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук?
Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы – рассуждение на подобные вопросы развивает мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащать словарный запас, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты.
4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы дети стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других).
5. Зеркало. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить чистоговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.
Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая чистоговорка, лишь бы она была интересна детям.
6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Педагог сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребенка – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос ребенка. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.
7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и делают к ним иллюстрацию. При этом не имеет значения, есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение, даёт бескрайний простор для творчества.
Чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно… Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.
Для работы на индивидуальных занятиях используем такие игры и упражнения с чистоговорками на автоматизацию звука «С»:
1. Дидактическое упражнение «Громко, тихо, шёпотом».
Задание ребенку: Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т.п.
2. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»
Задание ребенку: Педагог произносит «Ры-ры-ры, я несу…» (ребенок отвечает «шары»), вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам. Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем — всю чистоговорку.
3. Дидактическое упражнение «Медленно-быстро».
Задание ребенку: Произнести чистоговорку медленно-быстро
4. Дидактическое упражнение «Какой, какая, какое?»
Задание ребенку: Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И я начинаю задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са какая коса?» «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой. (ребенок отвечает «Са-са-са — острая коса. Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо?)
5. Дидактическое упражнение «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).
6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (са-са-са – длтнная коса; са-са-са – короткая коса)
7. Дидактическое упражнение «Чего не стало?» (са-са-са не стало колеса, сы-сы-сы – не стало колбасы)
8. Дидактическое упражнение «Составь интересную историю» по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса? Со-со-со- у машины колесо. Со-со-со-отвалилось колесо. Со-со-со-поменяли колесо. Со-со-со-сова села на колесо.
9. Дидактическое упражнение «Не ошибись» Ребенку нужно подобрать слово к определенному слогу. Ра-ракета, ра – пирамидка, ра-гитара.
10. Дидактическое упражнение «Карусель» Ребенок крутит диски и подбирать картинку к определенному слогу.
11. Дидактическое упражнение на согласование прилагательных с существительными в чистоговорках.
Задание ребенку: договорить и сочинить концовку:
ca-са-са, са-са-са Ой-ой-ой! Летит оса! сы-сы-сы, сы-сы-сы…
12. Дидактическое упражнение «Звукорежиссер на радио»
Задание ребенку: перед выходом программы в эфир звукорежиссер проверяет, вся ли техника точно передает текст, а чтобы ее проверить, он проговаривает в наушниках в микрофон (для этого нужны большие наушники и детский микрофон);
13. Дидактическое упражнение «Зеркало»
Задание ребенку: Сначала ребёнок в паре со взрослым изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить чистоговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.
Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая чистоговорка, лишь бы она была интересна детям.
14. Дидактические упражнение «Поговорим» (упражнение в виде диалога). В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы дети стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других).
15. Дидактическое упражнение «Артист перед выходом на сцену»
Задание ребенку: Чистоговорку нужно пропеть, чтобы распеться певцу перед выходом на сцену. Здесь тоже очень много вариантов: грубым голосом, хитро и лукаво, писклявым голоском, ласково и нежно и на разной высоте и т.д.
Заключение
Применение данных приемов предоставляет ребенку возможность создать «свое», придумать самому. Но ещё одним важным действием при этом является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности.
Чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Но не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно.
Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собственные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессмысленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.
Таким образом, для того, чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически!
Предлагаемый дидактический материал легко воспроизводим, может быть использован как учителями-логопедами, так и воспитателями для развития звуковой культуры, словотворчества у детей дошкольного возраста.
Приложение
Звук «С» Чистоговорки для автоматизации звука «С».
1 | Са-са-са — бегает лиса. Са-са-са — вот летит оса. Са-са-са — в саду оса. Са-са-са — выпала роса. Са-са-са — залетела к нам оса. Са-са-са — сосновые леса. |
2 | Су-су-су — ягоды в лесу. Су-су-су — обед на стол несу. Су-су-су — в лесу видели лису. Су-су-су — мы видели осу. Су-су-су — заплети косу. Су-су-су — было холодно в лесу. |
3 | Сы-сы-сы — не боимся мы осы. Сы-сы-сы — у Сани бусы. Сы-сы-сы — у сома усы. Сы-сы-сы — тикают часы. Сы-сы-сы — подарили мне весы. |
4 | Со-со-со- у машины колесо Со-со-со-отвалилось колесо Со-со-со-поменяли колесо Со-со-со-сова села на колесо |
5 | Ус-ус-ус-у Сони кактус Ус-ус-ус-у Сани новый автобус Ус-ус-ус-какой укус Ус-ус-ус-у Светланы много бус |
6 | Ос-ос-ос-я несу большой поднос Ос-ос-ос-на поляне много ос Ос-ос-ос-у меня новый насос Ос-ос-ос-у сына нос |
7 | Ас-ас-ас-у нас дома квас Ас-ас-ас-у меня ананас Ас-ас-ас-постели большой палас Ас-ас-ас-Саня чистит ананас |
8 | Ис-ис-ис-киску позовем кис-кис Ис-ис-ис-мы посадим кипарис Ис-ис-ис-ананасы ест Денис Ис-ис-ис-я кушаю рис |
9 | Ыс-ыс-ыс-Соня пьет кумыс Ыс-ыс-ыс-у реки мыс Ус-ус-ус-мы несем домой арбуз Ус-ус-ус-сладок ананас на вкус |
10 | Са-са-са — сани, сад, оса. Са-са-са- самокат, сова, лиса. Сы-сы-сы — косы, волосы, усы. Со-со-со — сода, соболь, колесо. Су-су-су — суп, посуда, путассу. |
Звук «СЬ» Чистоговорки для автоматизации звука «Сь». | |
1 | Ся-ся-ся — мы поймали карася. Сю-сю-сю — Соня кашу съела всю. Се-се-се — на скамейку сели все. Ся-ся-ся — вот идет к нам Люся. |
2 | Ся-ся-ся — лапы красные у гуся. Си-си-си — белые гуси. Си-си-си — воду ситом не носи. |
3 | Сю-сю-сю — Сима съела кашу всю. Си-си-си — подъехало такси. Ся-ся-ся — у бабуси два гуся. |
4 | Се-се-се — ленточки в косе. Си-си-си — сена накоси. Си-си-си — сюда неси. Ся-ся-ся — непоседа Вася. |
5 | Ся-ся-ся — у осины Ася. Си-си-си — у бабуси гуси. Си-си-си — письмо у Муси. Сю-сю-сю — мы закончим стройку всю. |
6 | Се-се-се — в гости мы придем к лисе. Ась-ась-ась — плавает карась. Усь-усь-усь — на лугу гуляет гусь. Ось-ось-ось — шел зимой по лесу лось. |
7 | Усь-усь-усь — очень я гусей боюсь. Ась-ась-ась — у меня тетрадь нашлась. Усь-усь-усь — у бабуси серый гусь. Ась-ась-ась — в реке плавает карась. |
8 | Ысь-ысь-ысь — в лесу живет рысь. Усь-усь-усь — из реки выходит гусь. Ось-ось-ось — ну ка мячик брось. |
9 | Ось-ось-ось — на поляне лось. Усь-усь-усь — к нам подходит гусь. Уси-уси-уси — гуси у бабуси. Сед-сед-сед — у нас новый сосед. |
10 | Сень-сень-сень — весна да осень. Сил-сил-сил — Вася траву косил. Сел-сел-сел — к нам идет осел. Син-син-син — мы делили апельсин. |
11 | Сил-сил-сил — котик Сему укусил. Сей-сей-сей — муку посей. Сята-сята-сята — у лисы лисята. Семка-семка-семка — синяя тесемка. |
< Предыдущая | Следующая > |
Автоматизация звука С в словах
1. Ах вы сени, сени, вышел в сени сонный Сеня, и в сенях споткнулся Сеня, и кувырк через порок. 2. Было весело на горке Сане, Соне и Егорке, А Маруся не каталась – в снег упасть она боялась. 3. У Степана есть сметана, простокваша да творог, семь копеек – туесок (берестяная кубышка с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней). 4. Везет на горку Саня за собою сани. 5. В семеро саней, по семеро в сани, уселись сами. Ехал с горки Саня, а на Сане сани. 6. Есть сушки Проше, Васюше и Антоше. Еще две сушки Нюше и Петруше. 7. Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся. Все бусы склевали по бусинке гуси. 8. Саша любит сушки, Соня – ватрушки. 9. Саша шла по шоссе и сосала сушку. 10. Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте, и сосала сушку. 11. Сеня вез воз сена. 12. У Сени и Сани в сетях сом с усами. 13. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; Санки скок – Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб. 14. Сено Сене Костя косит, в сени сено Сеня носит. 15. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. 16. Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны. 17. Синичка, синичка – воробью сестричка. 18. Переносица с носа на нос не переносится. 19. На спице синица, синице не спится. 20. У Сени, Сережи и Саши нос, шея, уши и щеки в саже (ж, с, ш, щ) 21. Сашу спрашивает Гришка: «У стрижа жена – стрижка?» (ж, с, ш). 22. На носу у носорога сорок сорок. 23. У Раисы сестра Лариса, у Ларисы сестра Раиса. 24. Тося, не носи в сите ситро. 25. Сух сук нес барсук. 26. Веселей, Савелий, сено пошевеливай. 27. У осы не усы, не усищи, а усики. 28. Оса боса и без пояса. 29. Съел Слава сало, да сала было мало. 30. Пустует пост на мостовой – бастует Сеня-постовой. 31. Стёпа принёс сёстрам на перекрёсток пёстрые блёстки. 32. Села Алеся, с печи ноги свеся, не смейся, Алеся, а на печи грейся. 33. Вёз Анос сеять овёс. Посеял овёс. Уродился овёс. Пришёл Анос, скосил овёс, повязал овёс, смолотил овёс, до зерна Анос поввыбрал овёс, увез овса воз. 34. Берёзка коренистенькая, по корню – криволистенькая, по серёдке –суковатенькая, по вершинке – высококудреватенькая. 35. Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой (к, с). 36. Шёл косой козёл с косой; пришел косой козёл с косой (к,с). 37. Не хочет косой косить косой; говорит: «Коса коса» (к,с). 38. Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит Касьян-косарь покоса. 39. Заяц косой сидит за осокой-травой, смотрит косой, как девушка с косой косит траву косой. 40. Косарь косил, косу носил. Коси, коса, пока роса, роса долой – косец домой. Коса косит гладко, коса любит лопатку, лопатка песочек, косец – пирожочек. 41. Вася косил косилкой спелый овес. 42. В поле полет Поля просо, сорняки выносит Фрося (И. Демьянов). 43. Курочка шустра пестра, уточка с носка плоска. 44. Ерш, пескарь, осетр, севрюга рады повстречать друг друга. Сухина Е.И. 45. У Сысоя усы от носа до пояса. 46. У тестя нос и усы в тесте. 47. У соседа домоседа сосед-непоседа, у соседа-непоседы сосед-домосед. 48. Сноха снуёт от снопа к снопу. 49. Вовсе не все Лены во вселенной веселы. 50. Не садись на мопса-пса – укусит.
Новые чистоговорки.
Чистоговорки на букву “А”.
Авторы: В. Лунин, В. Борисов, И. Мазин, О.Красноруцкий, М. Яснов.
Алеет за лесом закат. Алые аисты к лесу летят. Астры зарделись на клумбах в саду, Алыми стали кувшинки в пруду, Алые утки по пруду скользят… Жаль, что уже догорает закат!
Аллигатор азбуку получил. Аллигатор азбуку изучил, Аллигатор знания поглотил, А потом и азбуку проглотил.
Араб Абу сказал рабу: – Али, в Рабат гони арбу, – Но раб Али был глуховат, Арбу пригнал он на Арбат.
А у нас – ананас, А у нас – арбуз как раз, А у нас – в горах Алтая – Алыча как на заказ…
А у нас в Аравии, Что ни час, аварии: То верблюд толкнёт барана, То баран собьёт варана…
Дом побежал, Все сказали: – Автобус! Дом полетел. Все кричат: – Аэробус!
Аты-баты, акробаты Выбегали из ворот – Аты-баты, бородаты, Аты-баты, без бород. Аты-баты, в полминуты Забирались на батуты. Акробату акробат Придвигал покатый мат. На батутах, аты-баты, Кувыркались акробыты. Дружно прыгали на маты И садились на шпагат!
Чистоговорки на букву “Б”.
Авторы: П. Синявский, Е.Измайлов, В.Лифшиц, Г.Вардента, М.Шварц, А. Костаков, М.Яснов, П. Матвеева, И.Демьянов, Т. Белозёров.
Была у Алёнки болонка, Была у болонки Алёнка. Алёнка гуляла с балонкой, Болонка гуляла с Алёнкой.
Белый снег, белый мел, Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была.
У нас в реке живут бобры. Бобры бодры, бобры добры. Мудры – плотин строители – Бобры – речные жители.
Братцы-бобры, будьте добры Вырубить да выдолбить Из дуба – будку, из бука – дудку!
Бредёт бобёр С бревном услало – Бревно бобру бока намяло…
Шёл по улице бычок. Смотрит: мусорный бачок! Куда бычку податься? Перевернул бычок бачок: Потом улёгся на бочок: Лежит бычок на бочке – Лежит бачок на бычке.
– Вот бутон. А вот бидон. Вот бидон. А вот питон. В печке выпечен батон. А в петлицу вдет бутон. По траве ползёт питон, А на стройке есть бетон. Повтори и ты мне в тон: Где бутон, а где батон, Где бидон, а где питон, Ну а где, бетон. – Раз-два-три-четыре-пять, Начинаю повторять: В печке выпечен бутон, А в петлицу вдет батон, По траве ползёт бидон, Молоко течёт в бетон, А на стройке есть питон. – Нет, не так! Нет, не так! Подскажите сами: как? Разберитесь сами в том, Где бутон, а где батон, Где бидон, а где питон, Ну, а где бетон.