Методическая копилка. Буклеты логопеда для родителей.


Методическая копилка. Буклеты логопеда для родителей.

Буклет рекомендуется учителям — логопедам, дефектологам, психологам в работе с родителями.

Для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

Содержит рекомендации по развитию речи для родителей.

]»Один и несколько»

Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.

Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов, можно использовать и настоящие предметы.

Показываем свою картинку и спрашиваем: «У меня есть груша, а у тебя есть груша?». Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: «У меня груша, а у тебя груши.»

Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, стул — стулья, сумка — сумки, пень — пни.

«Ну-ка, зайка, поезжай-ка!»

Цель: расширение лексического запаса, развитие навыков правильного употребления глаголов.

К ребёнку подъезжает на машине зайка и сообщает, что он едет на строительство дома и просит погрузить кубики в кузов машины. После погрузки помашите зайке рукой и скажите: «Поезжай, зайка». Затем приезжают кукла, щенок и другие игрушки. Обыгрываем поездку каждой игрушки и побуждаем ребёнка всех провожать словами: «Поезжай, кукла (щенок, матрёшка и т.д.)!»

«Хвастунишки»

Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.

«Давай, играть в «хвастунишки». Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов.»

Взрослый: «У меня один апельсин».

Ребёнок: «А у меня много апельсинов».

Взрослый: «У меня только одно яблоко».

Ребёнок: «А у меня много яблок».

Взрослый: «У меня одна машинка».

Ребёнок: «А у меня много машинок».

Желательно в эту игру включать слова в которых ребёнок допускает ошибки, например: карандаш, ухо, дом…

«Где стоит матрёшка?»

Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве

На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: «Где стоит матрёшка?». Ответ напрашивается сам: «На столе.» Теперь задаём вопрос иначе: «Около чего стоит матрёшка?», «Рядом с чем стоит матрёшка?», «Перед чем стоит матрёшка?», «За каким предметом стоит матрёшка?», «Что напротив чего стоит матрёшка?» и т.д.

«Фантазёры»

Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.

Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: «Если на улице лужи, то.(был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)», «Если выпал снег, то.(можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), «Если съесть много мороженого, то.»

Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.

«Загадай загадку»

Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.

Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.

Например: деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф).

Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко).

Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).

Развиваем речь, играя!

для детей 4-5 лет.

Подготовила

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида №35»

Чернышова Н.Н.

«Чьи покупки?»

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.»

Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка — овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил». Поможем зайчику и мишке?

Ребёнок достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: «Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?»

В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы

«Незнайкины ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

Буклет по сказке

Польза сказок.

1

)
Сказки развивают внимание.
Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории.

2) Прививают понятия о добре и зле.

В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям.

3) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

4)Учат справляться с трудными ситуациями.

5) Сказки утешают.

6)Сказки развивают речь и фантазию детей.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

7) Польза сказок перед сном.

Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.

2. Правила работы со сказками.

Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей развития. Начинайте с классиков детской литературы: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Д. Хармс, Ю. Мориц, В. Сутеев, И. Токмакова, В. Левин, К. Ушинский, Б. Поттер, Г. Бойко. Любят дети этого возраста народные сказки о животных («Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Волк и семеро козлят» и другие), а также народные потешки, считалочки и прибаутки. Если ваш ребёнок не проявляет интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению сказок? Не огорчайтесь, ведь ему можно предложить поиграть со сказкой и сделать всё дома, своими руками. Домашний мини-театр своими руками, вместе с ребёнком, у которого будет постепенно проявляться интерес к тому, что вы делаете вместе.

Как проводят сказкотерапию в дошкольных учреждениях?

Сказкотерапия как средство от плохого поведения, страхов и речевых дефектов часто применяется в детских садах и специализированных дошкольных учреждениях. Специалисты используют различные методики для сказкотерапии для маленьких детей дошкольного возраста. К самым распространенным способам относятся такие, при которых воспитатели:

  • Читают произведения всей группе детей, а затем вместе с ними обсуждают какие-то темы, поведение персонажей и прочее.
  • Выбирают сказку, которую хорошо знают все дети, и распределяют для каждого ребенка роль, и проигрывают сценку.
  • Разбирают произведение и задают в соответствии с ним разнообразные задания. К примеру, деткам нужно сделать рисунок, который отразить суть сказки, либо поделиться своим мнением о том, правильно ли вел себя герой, нужно ли что-то исправить.
  • Помогают сочинить сказку полностью или частично, например, сначала прочитать настоящее произведение, а затем вместе с ребятами сделать из него идеальную сказку, где все герои будут положительными.

Подобные упражнения являются очень полезными для развития речи, формирования восприятия и психики детей. Каждый малыш имеет возможность примерить на себя роль того или иного персонажа, затем научится совершать правильные поступки и понять, почему нельзя делать по-другому.

В настоящее время родители и воспитатели могут найти уже готовые примеры сказок для такой терапии. Но наиболее существенный эффект могут произвести те произведения, которые родители подбирают самостоятельно для своих детей.

Развитие речи с помощью сказок

Сказка как средство развития связной речи широко применяется воспитателями и логопедами. По сказкам можно создавать мнемотаблицы, с помощью которых дети учатся объединять разные отрывки из сказки в целостный сюжет.

В мозге ребенка активизируются процессы создания длинных предложений, что благотворно влияет на развитие речи.

Артикуляционная гимнастика в сказках, также используется педагогами, как средство развития связной речи дошкольников. Именно такая гимнастика позволяет решить проблему, связанную с работой артикуляционного аппарата. В ходе ее проведения дети выполняют комплекс специальных упражнений, которые нацелены на то, чтобы укрепить и развить мышцы данного аппарата. Для того чтобы закрепить полученные навыки необходимо много раз повторять их, что обычно очень надоедает и интерес к выполняемым действиям пропадает. Как раз в этом случае отлично подходят артикуляционные сказки, с помощью которых у детей создается положительный эмоциональный настрой.

Такие логопедические сказки для развития звукопроизношения производят заметный положительный эффект. Для закрепления звуков нужно не только читать произведения, но и разыгрывать сценки. Такая необходимость заключается в том, что человек легче запоминает то, что видит или делает сам. Поэтому хорошо, если прочтение будет совмещаться с действиями.

Артикуляционные сказки, как средство развития связной речи дошкольников, помогают детям говорить наиболее четко и ясно, правильно произносить звуки. Эта методика очень важна для выполнения в дошкольных учреждениях, так как в таком возрасте намного легче правильно сформировать речевые навыки.

Сказкотерапия для дошкольников предоставляет деткам уникальный шанс без вреда для себя пережить различные ситуации из жизни. При применении скрытого в сказках опыта прошлых поколений, дети могут проникнуть в свой собственный мир переживаний и чувств. Это и является главной особенностью данной терапии, которая позволяет добиться огромных успехов в работе с малышами, нуждающимися в психологической и логопедической помощи.

Алгоритм проведения сказкотерапии для родителей

Каждый родитель, решивший попробовать сказкотерапию, должен следовать определенному алгоритму. В первую очередь необходимо определить, какая у ребенка присутствует проблема, и что именно спровоцировало его плохое поведение.

Затем внимательно подобрать сказку для сказкотерапии для конкретной цели. Главный персонаж должен быть похож на малыша, например, внешним видом, чертами характера, местом проживания. После этого описать ситуацию, в которой данный персонаж совершает плохой поступок либо боится чего-то.

При этом необходимо акцентировать внимание ребенка на том, как реагируют на подобный поступок окружающие лица, как они выражают свое недовольство. Затем родителям нужно пересказать сюжет произведения так, чтобы персонаж осознал негативность своего поведения либо беспочвенность своих страхов.

После рассказа необходимо обсудить с ребенком историю, дать ему возможность самому высказать собственное мнение о действиях главного героя и способах его исправления.

Также в процессе прочтения нужно обращать внимание детей на то, что человек должен вести себя хорошо, помогать людям, которые старше, говорить вежливые слова. Он должен понять, что добро всегда побеждает зло, вследствие чего отрицательных героев ждет наказание.

Не менее важным моментом для сказкотерапии для дошкольников является то, что при выборе произведения требуется учитывать потребности детей, которые актуальны именно в данном возрасте. Таким образом, главный персонаж должен быть:

  • Активным. Роль, которую будет примерять на себя читатель, должна быть максимально подвижной. Причем все его действия должны быть успешными, приносить победу в борьбе.
  • Самостоятельным. Персонаж должен сам принимать решения, совершать поступки, ни от кого не зависеть, что помогает ребенку быть не просто самостоятельным, но ответственным, умеющим отстаивать свою точку зрения.
  • Высоко оценивающим собственные знания и навыки. Положительный герой всегда должен быть способен справляться со своими страхами, трудностями, что помогает ему побеждать зло. Благодаря этому улучшается самооценка ребенка и приобретается уверенность в себе.

Буклет «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста»

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

ПЛЮСЫ:

1. Гарантированный эффект.

Рассказав правильную сказку сегодня, результат можно увидеть уже на следующий день!

2. Воспитание без нотаций.

Сказка про ребёнка – это самый простой способ мягко корректировать поведение ребёнка, бережно формировать его характер и не оказывать давления на личность.

3. Можно решить множество проблем.

Сказка способна помочь во многих ситуациях. Ребёнок не убирает игрушки, обижает других детей, грызёт ногти, боится темноты или не отпускает от себя маму? Психологи выделяют десятки ситуаций, которые можно исправить сказкой.

МИНУСЫ:

Дети индивидуальны, одним малышам нравятся яркие образы, другие могут близко к сердцу принять какую-нибудь сказочную ситуацию или персонажа. Поэтому стоит присматриваться к ребёнку и пояснять или слегка менять сюжетные повороты, чтобы ребенок слушал сказку без лишних переживаний.

Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»

(В.А.Сухомлинский)

Подготовила:

педагог-психолог Ковалева Виктория Олеговна

e-mail: [email protected]

Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста

Новочеркасск, 2021

Нравственное воспитание включает в себя:

ü отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

ü отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);

ü отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);

ü отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу);

ü отношение к себе (честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимость к нарушениям общественного порядка).

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения,

как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Выработка собственных взглядов, убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания

.

Сказка

— инструмент передачи опыта из уст в уста (это способ воспитания особого отношения к миру, также это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил).

Сказка

— инструмент развития (в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия и творчество, он

усваивает основные механизмы поиска и принятия решений).

Сказка

– создает условия, где ребенок находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Любая сказка практически всегда ассоциируется у нас с какими-то приятными воспоминаниями.

Как же «работает» сказка?

Психотерапевты называют сказку метафорой, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека. В сказке каждый образ имеет свое переносное значение. Подсознательно любой человек ассоциирует себя с героем. Таким образом, сказка может помочь погрузиться в свой внутренний мир, задуматься над тем, что мешает, а что – помогает.

«Осознать проблему и решить ее» — это замечательно, однако, когда дело касается нас самих, то все становиться не так просто. Сказка в данном случае предоставляет несколько неоценимых возможностей:

— в ситуации, схожей с нашей собственной, оказываемся не мы, а главный герой;

— сказка может повернуть время вспять, то есть сказка позволяет проиграть несколько финалов.

Сказка – это удивительный мир, она дает возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность.

Какие есть виды сказок?

Можно найти много различных классификаций сказок. Для сказкотерапии для дошкольников могут использовать следующие виды произведений:

  • Народые или художественные сказки. Они позволяют воспитать в детях духовные и нравственные ценности, научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.
  • Поучительные сказки. Они расширяют кругозор читателя о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях, какие последствия вызывает неправильное поведение.
  • Диагностические сказки. Такие произведения позволяют выявить черты характера малыша, а также то, как он относится к этому миру.
  • Психологические сказки. Совместно с героями этих историй дети учатся справляться с трудностями, страхами, обретают собственную уверенность.
  • Логопедические сказки, предназначенные для развития речи. Данные произведения применяются, как средство формирования развития речи дошкольников.

Таким образом, для сказкотерапии для дошкольников используют различные виды сказок, которые направлены на выполнение конкретной задачи в развитии ребенка, в том числе и как средство развития связной речи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]